108 лет назад, 15 сентября 1916 года, состоялась первая в истории мировых войн танковая атака. Танки использовали в ходе крупномасштабной наступательной операции англо-французских войск (битва на Сомме) против германской армии на Французском фронте. Союзники применили 49 боевых машин модели Mk.1 (MarkI).
Правда, из-за низкой технической надёжности этих танков в атаке участвовало только 18 боевых машин, остальные вышли из строя из-за неполадок или застряли в болотистой местности. Однако в целом опыт был удачным и стал поводом для дальнейшего развития танковой отрасли. В будущем танки станут неотъемлемой частью вооруженных сил развитых стран, её ударной частью.
Предыстория. Первые танки
Главной проблемой в истории развития танкостроения до Первой мировой войны было отсутствие мотивации и непонимание возможностей применения бронированной техники. Про основы применения бронированной повозки ещё в XV столетии Леонардо да Винчи писал: « Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа». Однако на практике никто всерьез не воспринимал «дорогие железные игрушки», как назвал в свое время прототипы танков военный министр Британии.
В конце 1914 — начале 1915 года Первая мировая война перешла в позиционную стадию. Враждующие стороны закопались в землю и закрылись километрами колючей проволоки. Активно строились и долговременные укрепления. Каждая пядь земли простреливалась артиллерией и пулеметами. Поэтому маневренная война начала войны была закончена.
Продвижение на пару километров оплачивалось тысячами жизней. Один пулеметчик мог положить сотни и даже тысячи человек. Чтобы прорвать мощную оборону врага, необходимо было сосредоточить большое количество артиллерии, стянуть войска. Разведка противника обычно вскрывала такую подготовку. И обороняющаяся сторона успела подготовиться, перебросить дополнительные силы и средства, накопить резервы. Пока наступающие прорывали первую линию обороны, обороняющаяся сторона успевала подтянуть резервы к опасному месту и сильными контратаками восстановить положение. Таким образом, попытки прорвать такую оборону вели к массовым жертвам и минимальным результатам.
В результате появилась необходимость создания средства, которое сможет преодолеть вражескую оборону, прикрыть пехоту броней и поддержать огнем. Таким подвижным бронированным средством был бронепоезд. Но использование бронепоездов было ограничено необходимостью использовать железнодорожные пути.
Следующим этапом стало использование обычных автомобилей, на которые устанавливали пулеметы и легкие пушки. На фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать лучшего. Кроме того, они были слабо вооружены и бронированы. Усиление бронирования и вооружения значительно повышало вес автомобиля, что наряду с колесной подвеской и слабыми двигателями проходимость бронеавтомобилей сводило к нулю. Поэтому военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное.
Опорные катки равномерно распределяли давление на почву, что существенно повышало проходимость по мягкому грунту. Трактора с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (лидером были США), и их технологии в целом были отработаны.
Во французской и английской армиях практически одновременно зародилась идея создания специальной машины для прорыва проволочных заграждений. Считается, что первенство в этом вопросе принадлежит безвестным французским солдатам, которые взяли трактор, приварили к его носовой части под углом что-то вроде заточенного рельса и с помощью таким образом оборудованной и при этом даже не бронированной машины прорвали проволочные заграждения и заняли вражеское укрепление.
В Англии в то же время разрабатывались «мостовой трактор» для преодоления проволочных заграждений и «гусеничный броневой щит для пехоты». Во французском Генштабе также пришли к выводу, что трактор для таких целей лучше закрыть броней.
9 декабря 1915 году на испытаниях опытный образец бронированного танка на шасси был продемонстрирован представителям французской армии. Результаты испытаний танка были хорошими. Машина показала замечательную подвижность в затрудненном ландшафте. Однако длина машины была недостаточна для преодоления вражеских траншей, что потребовало создания более длинных гусениц для французского проекта танка.
12 декабря французскому верховному командованию был предложен план сформировать бронетанковую часть, вооруженную гусеничными машинами. Этот план встретили с одобрением и главнокомандующий Жоффр поддержал производство 400 танков.
Производили новый танк Schneider так: уже готовый трактор помещался в стальную конструкцию 6,32 метра длиной, 2,05 метра шириной и 2,3 метра высотой. «Танк» был защищён 11-мм бронелистами и весил более 14 т. Такой бронетрактор Schneider нёс в себе 220 литров топлива, 75-миллиметровую пушку, два 7,92-миллиметровых пулемёта, 90 снарядов, 3840 патронов, шесть человек экипажа и клетку с почтовыми голубями для связи. Двигатель мощностью всего 60 л. с. обеспечивал максимальную скорость в 8 км/ч.
В Великобритании создание бронированной машины курировалось Адмиралтейством, а точнее — специально сформированным в феврале 1915 года для этой цели «Комитетом сухопутных кораблей». Его создал морской министр У. Черчилль.
С начала в 1915 году был разработан опытный танк Little Willie — «Малыш Вилли» («Маленький Вилли»), на базе гусеничного трактора. Машина оборудована двигателем мощностью в 105 л. с., подвеска с двумя топливными баками расположена сзади, что оставляет достаточно места под предполагаемой башней с двухфунтовым орудием. В корпусе могли быть установлены до шести пулемётов: первоначально предполагались пулемёты Мадсена, затем остановились на двух 7,7-мм пулемётах «Виккерс».
Главное орудие имело большой боезапас — до 800 выстрелов. Опытная машина не имела полноценной стальной брони, лишь своеобразный «колпак» из пластин, однако проект предполагал 6-мм броневое покрытие.
Основным недостатком этого танка была малая ширина преодолеваемого рва, что делало его непригодным для использования на покрытых воронками, окопами и различными рвами полях сражений Первой мировой войны. Поэтому решили придать корпусу танка ромбовидную форму и гусеничные ленты разместить сверху по контуру корпуса.
Такая конструкция должна была дать наибольшую длину гусеницы, что позволяло преодолевать широкие окопы. Применения этой схемы делало невозможным размещение оружия в башнях (из-за слишком большой высоты). Поэтому основное вооружение было размещено в внутри корпуса, в спонсонах (в боковых выступах) по бокам танка.
Бензин из подвешенных под потолком танка топливных баков подавался в двигатель самотёком. При сильном наклоне корпуса подача бензина прекращалась, и тогда один из членов экипажа должен был переливать топливо бутылкой из бака в карбюратор. Температура в корпусе поднималась до 50 градусов. Люди теряли сознание от выхлопных газов и порохового дыма. Поэтому противогаз, или респиратор входили в стандартное снаряжение экипажа. Вес танка составлял 27-28 тонн.
По бортам от двигателя и трансмиссии располагались проходы и служившие для размещения вооружения спонсоны, а в лобовой оконечности корпуса находилось отделение управления. Экипаж танка состоял из восьми человек.
Командир танка, обычно младший лейтенант или лейтенант, также выполнявший функции стрелка из лобового пулемёта и порой — помощника водителя и сам водитель размещались в отделении управления слева и справа, соответственно. В каждом из спонсонов располагались наводчик и заряжающий (на «самцах») или два пулемётчика (на «самках»), а в проходах в кормовой половине корпуса находились двое помощников водителя. Иногда в экипаж добавлялся девятый член, задачей которого было, находясь в корме танка, у радиатора, из личного оружия оборонять кормовой сектор танка от пехоты противника.
Новый танк был назван Mark I (иногда его называли «Большой Вилли»). Танк выпускался в двух модификациях — «Female» (только с пулемётным вооружением) и «Male» (с пулемётом и двумя 57-мм пушками). Планировали, что танки с пушкой в основном будут бороться с пулеметными гнёздами, а только с пулеметами — с живой силой противника. Позднее признали, что это деление неудачно, и стали устанавливать на всех танках единое пулеметно-пушечное вооружение — 2 пушки и 4 пулемета.
Но на первом этапе на танках основное вооружение составляли две нарезные 57-мм пушки — разработанный в 1915 году сухопутный вариант скорострельного морского орудия, принятого на вооружение в 1885 году. Орудия размещались в спонсонах танка на тумбовых установках, с вращающейся частью которых были связаны закрывавшие амбразуру спонсона цилиндрические щиты. Боекомплект орудий составлял 334 унитарных выстрела. Позади пушек в спонсонах размещались два 7,7-мм пулемёта.
Кроме этого, на танках обоих вариантов один такой пулемёт размещался в лобовой части танка и обслуживался командиром, и иногда ещё один пулемёт устанавливался в корме танка. Все пулемёты были съёмными и вели огонь через амбразуры, закрывавшиеся в остальное время броневыми крышками. Кроме этого, каждый член экипажа имел револьвер, для стрельбы из которых в различных частях танка имелись закрывавшиеся броневыми крышками порты. Из-за малой подвижности танка и ограниченных секторов обстрела его основного вооружения, личному оружию экипажа отводилась важная роль в ближней обороне машины. Лоб, борта и корпус корпуса прикрывала 10-12 мм броня, днище и крышу — 5-6 мм.
В феврале 1915 года прошли успешные испытания танка. Машина без проблем преодолевала рвы шириной 4,5 м. и стенки высотой в 1 м, не являлись для него проблемой и броды глубиной до 1 м. Чтобы танк не опрокидывался назад на крутых подъемах, к его корме прицепили «хвост» — двухколесную опорную тележку. Правда скорость машины была небольшой — всего 6 км в час. Танк поступил на вооружение в августе 1916 года.
Первая атака
Крайне неудовлетворительные темпы наступления во время битвы на Сомме побудили союзное командование задействовать принципиально новое средство борьбы — танки. Французские бронированные гусеничные машины прибыли в войска 5 сентября 1916 года. Однако экипажи для них ещё не были готовы, потому боевое использование танков пришлось отложить. Английские машины, получившие название Mark I, были использованы британской армией в битве на Сомме 15 сентября 1916 года. Это была первая в истории танковая атака.
В 5 час. 30 мин. английские танки пошли в атаку. Утренний туман скрыл их от глаз противника. Незамеченные, они смогли близко подойти к вражеским позициям. Прежде, чем германцы опомнились, стальные «колесницы» атаковали окопы. Ревы моторами, окутанные огнем и дымом, они разрывали колючую проволоку и обрушивали блиндажи. Танки медленно ползли вперёд, сея смятение и панику. Новое оружие деморализовало немцев. Бой продолжался до 10 часов. Несмотря на малое число машин, труднопроходимую местность, несовершенство первых танков и плохое взаимодействие с пехотой, машины показали хороший результат. За 5 часов боя танки прорвали фронт на ширину 5 км и в глубину на 5 км.
В ходе боя выяснилось, что конструкция танка недостаточно отработана — из 49 машин, которые англичане подготовили для атаки, на исходные позиции выдвинулось только 32 (17 танков вышли из строя из-за неполадок), а из этих тридцати двух, начавших атаку, 5 застряло в болоте и 9 вышли из строя по техническим причинам. Тем не менее, даже оставшиеся 18 танков смогли продвинуться вглубь вражеской обороны на 5 км, причём потери англичан в этой наступательной операции оказались в 20 раз меньше обычных. Танк преодолевал проволочные заграждения и траншеи шириной 2,7 метра. Броня держала попадания пуль и осколков снарядов. Однако прямых попаданий снарядов танки не выдерживали.
Из-за малого количества танков германскую оборону не удалось прорвать окончательно, однако даже такая неуклюжая и имевшая много слабостей боевая машина показала свой большой потенциал, да и психологическое воздействие на германскую пехоту было огромным. Кроме того, в дальнейшем британцы успешно использовали танки в битве при Камбре (ноябрь-декабрь 1917 года). Британцы бросили в бой Королевский танковый корпус (3 бригады с общей численностью 476 танков) и обеспечили за несколько часов продвижение вглубь фронта на 9 км при минимальных потерях. Это заставило замолчать последних скептиков и заставило обе стороны заняться активным формированием бронетанковых войск.
Таким образом, стало ясно, что за танками, как видом боевой техники, большое будущее. Так оно и произошло. «Боевые колесницы» стали ведущим видом боевой техники современных армий.
Интересно, что и англичане, и французы для секретности перевозки своих боевых машин по железной дороге использовали в документах для их наименования слово, означающее «бак», «резервуар» (англ. — tank). Но из-за того, что англичане применили свои «сухопутные броненосцы» первыми, а также из-за того, что это применение было более удачным, в большинстве европейских языков для обозначения бронированной гусеничной боевой машины закрепилось английское слово — «танк». В России также прижилось
слово «танк».
Надо сказать, что первое испытание французских танков было менее удачным, чем у британцев. Французы бросили танки в прорыв 16 апреля 1917 года. На позиции германских войск двинулись 128 танков. Однако в этот раз германцы успешно применили артиллерию и авиацию. Кроме того, чтобы увеличить запас хода, на французские танки снаружи поместили бидоны с горючим, и малейшее попадание заставляло их воспламеняться как факелы. Германская артиллерия обрушила на бронированные машины французов такой шквал огня, что некоторые шедшие в первых рядах танки буквально разлетелись на мелкие куски. В первом отряде было подбито 39 танков, его командир был убит. Второй отряд заметила германская авиация и известила командование. Артиллерия также остановила французскую бронетехнику.
Из 128 танков с поля боя вернулись только около 10. В целом это наступление стало символом бессмысленных человеческих жертв и произвело тяжелое впечатление на французскую армию и общество. Новому командующему французской армии даже пришлось подавить мятежи в армии (включая волнения в русских экспедиционных частях).
Новый командующий отдал приказ о введении смертной казни за отказ повиноваться. На развитие танковой отрасли это не повлияло. Её перспективность была очевидна.