История создания первой автошколы

История создания первой автошколы

 

С постройкой первого здания Императорского гаража в 1906 году и в связи с увеличивающимся количеством Царских автомобилей, возникла острая необходимость в квалифицированных специалистах, способных управлять и ремонтировать Императорские автомобили, а также обеспечивать безопасность членов Императорской семьи в поездках на автомобилях. Первое двухэтажное здание Императорского гаража было возведено в 1906 году. Здание было построено в стиле английского коттеджа. Площадь здания составляет 964,8 кв. м. Автором проекта был видный зодчий С.А. Данини, работавший в те годы архитектором Царскосельского дворцового управления. На первом этаже было несколько боксов, мастерские для царских автомобилей и размещались подсобные службы гаража. Второй этаж здания был жилым для служащих гаража.

Буквально с середины 1906 года начинает действовать в этом здании первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для управления и обслуживания этих автомобилей естественно требовались квалифицированные водители. Уже через год, к 1907 году, штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга. Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.

Но, несмотря на открытие Императорской школы Шоферов, Князь Орлов, сам лично возил Царя, пока не был приглашен в Царское Село с самыми безупречными рекомендациями водитель француз по происхождению Адольф Кегресс.

Николай II у своего Мерседеса 16-40 Knight
Николай II у своего Мерседеса 16-40 Knight

Справка: Французский инженер, механик и изобретатель, долгое время работал в России, где изобрел полугусеничный движитель для движения автомобиля по рыхлому снегу и грунту. Родился во Франции. С 1904 г. работал техником в моторном отделе завода фирмы «Лесснер», который поставлял царскому гаражу автомобили своей постройки. В 1906 году, когда князь Орлов, приобретал у фирмы «Лесснер» два новых автомобиля системы «Даймлер-Луцкой» для Императорского гаража, ему очень понравился этот 28-летный толковый специалист из Франции. И Орлов тут же пригласил его на пост технического директора Императорского гаража в Царском Селе под Санкт-Петербургом, положив ему 4200 рублей годового жалованья — сумму по тем временам немалую. Так с легкой руки князя Орлова Кегресс стал заведующим технической частью Императорского гаража. После Февральской революции и последующего в начале марта отречения Императора от престола тридцатисемилетний Адольф Кегресс сдал все имущество царского гаража представителям Временного правительства, а сам, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми уехал на автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину.

И все же князь Орлов еще долго ездил рядом с водителем, во всех поездках Царя, для безопасности.В то время очень мало было соответствующим образом обученных Шоферов в Европе, тем более в России, обладающими такими навыками не только управления автомобилем, но и телохранителей в одном лице.
Надо сказать, что в России перед Первой Мировой войной не было, выражаясь современным языком, никаких фирменных сервисных станций по обслуживанию и ремонту автомобилей ни, тем более, учебных заведений по обучению водителей. Автомобили Императорского гаража были в основном иностранного производства и естественно плохо были приспособлены для эксплуатации в России. Кстати, самые мощные автомобили тех лет на хорошей дороге развивали скорость 120-130 км/ч. По свидетельствам того же Воейкова, Кегресс великолепно «правил» машиной при дальних поездках, поддерживая среднюю скорость от 60 до 70 верст в час (65-75 км/ч).

Адольф Кегресс приобретал лучшие автомобили европейских фирм таких как: английские Роллс-Ройс и Воксхол, немецкие Мерседес и Бенц, итальянские Фиат, Ренард, американские Паккард и Форд, французские Берлие, Бразье, Де Дион-Бутон, Рено, Пежо. Больше всего Император любил французские автомобили Делоне-Бельвиль. Императорская Школа Шоферов должна была учить своих воспитанников не только управлять автомобилем, но и быть способными к техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей, в том числе и двигателей. Фактически в России до 1905 года никто не мог делать этого!
По сути дела Школа шоферов готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков.

Большое внимание уделялось устройству автомобиля, его техническому обслуживанию. Естественно учеников после прохождения теоретического курса, а в него входило в основном изучение материальной части автомобиля, ждал не блестящий «Мерседес» или «Роллс-Ройс», а долгая практика в ремонтных боксах, как сейчас сказали бы «в яме».

Правила дорожного движения изучались тоже, но не надо забывать что это было на заре автомобилизма и правила были намного менее насыщены дорожными знаками, ни о какой разметке не было и речи, не говоря уже о светофорах и прочих средствах регулирования и «дисциплинарного» воздействия.
Государственная автомобильная инспекция была создана на много позже и роль регулирования движения, выдачи свидетельств на право управления транспортным средством, контроля за водителями, и техническим состоянием автомобилей брали на себя автомобильные дружины, клубы и общества.  Любопытно, что в то время радиатор системы охлаждения назывался холодильником (сейчас холодильник больше ассоциируется с кондиционером), а КПП назывался алюминиевым ящиком, причем в нем был и дифференциал (задний мост с главной передачей и дифференциалом еще не был изобретен). Привод на ведущие колеса осуществлялся, как видно на плакате, посредством цепной передачи. Вместо фрикционного ведомого диска сцепления использовался фрикционная конусная муфта, ну о тормоза, которые имеются на современных автомобилях, можно было только мечтать.

Царевич Алексей был очевидно самым юным автомобилистом России и несомненно обучали его опытные инструкторы Императорской школы шоферов.Урок был изучен однажды, когда Профессор Джиллиард и Царевич были вынуждены стоять в пробке на улицах Санкт-Петербурга в открытом автомобиле. Когда люди на улице увидели, что в автомобиле сидит Наследник Трона, то только мастерство шофера, сумевшего быстро исчезнуть с опасного места, смогло предупредить опасность быть раздавленными сотнями людей, сразу столпившимися посмотреть на Наследника.

Вскоре Алексей научился отлично водить автомобиль и к Рождеству 1914 года получил в подарок маленькую машину «Пежо-Бебе». На своем «Пежо» Царевич ездил по дорожкам Александровского парка и по коридорам Александровского дворца (!!!), для этого во дворце были сооружены специальные эстакады с довольно крутыми спусками и подъемами. Интересная деталь — на радиаторе этого «Пежо» была установлена звезда от автомобиля «Мерседес».

Большинство автомобилей Императорского гаража были полностью открытыми, и могли представлять опасность для Царя или членов его семейства, в случае нападения со стороны террористов. Водитель, естественно быть обязан, предусматривать и избегать любых потенциальных угроз для своих пассажиров и должен был обеспечить их безопасность от потенциального убийцы.Через пять лет, к 1912 году, штат Императорского Гаража разросся до восьмидесяти. Естественно, водители хорошо вознаграждались за свое мастерство, зарабатывая вдвое больше средней платы рабочего, в дополнение к тому что они имели полный пансион в Императорском Гараже (жилье и питание для всей семьи за счет Дворцового управления).

15 мая 1914 года Князь Орлов писал Царю:
«Жалованья рабочих гаража теперь следующие: шоферы Императорских автомобилей получают 90-100 рублей (900$-1000$) и другие рабочие 50-80 ($500-800) рублей месяц. Но Ваше Высочество должно знать о факте, что даже в частных компаниях это стоит намного больше. Хозяева, которые держат водителей, не говорят ничего относительно прибыли, которую получают от различных видов перевозок материала, они снабжены всем что является обычно мало полезным рабочим гаража, которые живут там. Работу в гараже нельзя назвать легкой — она не останавливается даже в отпуске, и они часто должны работать последние часы ночами и даже в течение ночей, чтобы вовремя закончить текущий ремонт, чтобы обеспечить Их Величества и их Двор автомобилями.

…Заработная плата, которую шоферы, рабочие и мойщики получают (у последних доходит до 25 рублей (250 $) в месяц) нисколько не высоки и это не поощряет их ценить свои рабочие места, как мы очень желали бы. К сожалению, многие из них уходят, что ужасно сказывается относительно работы всего гаража в целом. Я предлагаю, для того, чтобы успешно управлять предприятием в целом, необходимо установить хорошие отношения между высшими и низшими классами рабочих…»
По примеру «Императорской Школы Шофферов» (так, с двумя буквами «Ф» в то время писали это слово) создавались и другие российские автошколы. Обычно обучением водителей и механиков занимались гаражи при автомобильных клубах и коммерческих организациях. Самая знаменитая школа шоферов в Санкт-Петербурге была организована в 1910 году при первых «Санкт-Петербургских Политехнических Курсах», так называемый «Первый Техникум», находился на Большой Ружейной улице, дом 6 и вскоре он получил название «Аутотехникум».

В 1913 году обучением водителей в Санкт-Петербурге занимались и другие организации — «Курсы шоферов» при «Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева» и «Классы шоферов» при «Семеновском» и «Крестовском» гаражах и при гараже Г. Рейса.

Разразившаяся в 1914 году Первая мировая война привела к увеличению ввоза автомобилей в страну, и накануне революции 1917 года автомобильный парк России насчитывал около 50 тысяч единиц, появились крупные по тем временам государственные и частные автозаводы.

К сожалению, последовавшие социальные катаклизмы прервали нормальный ход автомобилизации страны, и в 20-е годы все пришлось начинать с самого начала. Впрочем, это уже другая история.О достаточно высоком уровне состояния автомобилизма в Российской империи говорит и тот факт, что к 1914 году страна занимала десятое место в мире по количеству автомобилей: в ней насчитывалось 10 тысяч машин. Столько же было и в Аргентине. На девятом месте стояла Италия с двенадцатью тысячами авто, а на одиннадцатом — Бельгия — 9 тысяч. Япония, Испания, Швеция и другие страны были далеко позади.
Императорская школа шоферов, начав свою деятельность в начале 1907 года, просуществовала до февральской революции 1917 года.

10 лет это даже в наше время очень много, если учесть что современные автошколы в России, которых миллионы, готовят не водителей а полуфабрикаты (граждан, овладевших первичными навыками управления автомобилем, причем ГАИ выдает им международное водительское удостоверение) которые, при современной интенсивности движения и агрессивности «водителей со стажем», являются потенциальными аварийщиками.

Самое удивительное, что здание первой автошколы в России, до сих пор не изменило радикально свое первичное предназначение. После революции 1917 года в нем на первом этаже размещался небольшой мотороремонтный завод на втором — жилые комнаты для служащих. После Великой отечественной войны в нем разместилась кафедра автомобилей и тракторов Ленинградского сельскохозяйственного института, потом военная кафедра.
В настоящее время совместными усилиями Санкт-Петербургского Государственного аграрного университета (так сейчас называется институт) и

Царскосельского автомобильно-спортивного клуба разработан план воссоздания Императорского гаража, а в этом здании намечено создание школы высшего водительского мастерства, современной станции технического обслуживания автомобилей и тюнингового ателье.

Источник: https://dosaaf-ro05.ru/yeto-interesno/istorija-sozdanija-pervoi-avtoshkoly.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставьте комментарий