Знаковой датой для ВВС считается 12 августа 1912 года: по Военному ведомству России был издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. Поэтому 12 августа принято считать началом создания военной авиации России, а сама дата стала основанием для учреждения профессионального праздника – Дня ВВС России (Указ Президента РФ № 949 от 29 августа 1997 года «Об установлении Дня Военно-воздушных сил»).
Военная авиация нашей страны имеет долгую и славную историю. Именно русский военный летчик Пётр Николаевич Нестеров заложил основы высшего пилотажа, впервые в истории выполнив сложный элемент «мёртвая петля», в России эту фигуру сложного пилотажа называют иногда петля Нестерова. Летчик продемонстрировал свое мастерство 27 августа (9 сентября) 1913 года. Огромная заслуга Нестерова заключалась в том, что он первым начал использовать подъемную силу крыла самолета для совершения маневров не только в горизонтальной, но и вертикальной плоскости.
Российская военная авиация хорошо проявила себя в годы Первой мировой войны. Несмотря на тот факт, что российская промышленность отставала тогда от военной промышленности других государств, а российские военные летчики воевали в основном на самолетах иностранного производства, именно в России в 1915 году отечественными конструкторами был создан первый в мире серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец», а также специализированный самолет-истребитель для его сопровождения.
Для своего времени четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» был уникальным самолетом, на котором был поставлен ряд рекордов грузоподъемности, времени и максимальной высоты полета.
В советское время развитию военной авиации уделялось еще больше внимания и сил. Все прекрасно понимали, что в будущих сражениях авиация проявит себя в полной мере. Советские ВВС создавались вместе с Красной Армией. В Наркомате по военным делам 2 января 1918 года была учреждена Всероссийская коллегия по управлению Воздушным Флотом Республики, в том же году начался переход к формированию регулярных военно-воздушных сил. Строились авиационные предприятия, был налажен выпуск самолетов отечественных конструкций, на вооружение поступали истребители, бомбардировщики, штурмовики, транспортные самолеты и вертолеты…
В годы Великой Отечественной войны ВВС Советского Союза уничтожили более 57 тысяч самолетов противника, а также огромное количество различной вражеской техники, стратегических сооружений и живой силы противника.
Следующий этап эволюции ВВС пришелся на послевоенные годы. На смену поршневой авиации пришла реактивная, активно развивались вертолеты, дальняя авиация в составе ядерных сил. Военно-воздушные силы СССР не имели себе равных по количеству боевых самолетов. 24 апреля 1946 года в небо поднялись первые советские серийные реактивные самолеты — истребители Як15 и МиГ-9. Массовое применение реактивной авиации началось в 1947-1949 годах, когда появились серийные реактивные истребители МиГ-15 и Ла-15 со стреловидным крылом, а также первый советский фронтовой бомбардировщик с турбореактивными двигателями Ил-28.
Сегодня ВВС РФ выполняет много стратегических и разведывательных задач, значение которых в обороноспособности и безопасности страны сложно переоценить. В наши дни ВВС России входит в состав Воздушно-космических сил РФ. ВВС России предназначены для отражения агрессии в воздушной сфере и защиты от ударов с воздуха пунктов управления высших звеньев военного и государственного управления, административно-политических центров страны, промышленно-экономических районов, важнейших объектов экономики и инфраструктуры России и группировок войск; поражения объектов и войск противника; авиационного обеспечения боевых действий других видов и родов войск.
Огромное значение в развитии нашей авиации имело и имеет ДОСААФ России. В марте 1923 года было создано массовое добровольное Общество друзей Воздушного флота (ОДВФ), которое поставило перед собой задачу активно содействовать развитию отечественной авиации.
23 января 1927 года было создано Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). Главной задачей общество считало патриотическое воспитание своих членов и подготовку их защите Родины.
С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой воздушный флот и летные кадры. Брошенный в массы лозунг «Комсомолец, на самолет!» стал девизом молодежи 30-х.
Одним из тех, кто готовил крылатую гвардию страны, был 23-летний инструктор Ленинградской планерной школы ОСОАВИАХИМа Валерий Чкалов. Лозунг ОСОАВИАХИМа «От модели — к планеру, от планера — на самолет!» стал путеводной звездой для тысяч юношей и девушек.
С историей оборонного общества неразрывно связана судьба другого знаменитого летчика-испытателя Михаила Громова. После организованного АВИАХИМом перелета по европейским столицам, когда летчик на самолете АНТ-3 за три дня преодолел фантастические по тем временам 7150 км, французские авиаторы прислали Громову свои поздравления и извещение о том, что он принят в почетный клуб «Старые стволы» как «лучший летчик мира 1926 года».
С кружка планеристов и учебы в летной школе ОСОАВИАХИМа начинали свой творческий путь прославленные авиаконструкторы Александр Сергеевич Яковлев и Олег Константинович Антонов — создатели «Яков», «Антеев» и «Русланов», а также выдающийся конструктор ракетно-космических систем Сергей Павлович Королев.
Организованная Ф.А.Цандером и С.П.Королевым вместе с другими энтузиастами Центральная группа по изучению реактивного движения (ЦГИРД) при Центральном совете ОСОАВИАХИМа, стала началом огромного по своей значимости дела, открывшего нашей стране, а с ней, и всему человечеству, дорогу в космос.
При непосредственном участии членов оборонного общества молодыми инженерами Николаем Иличем Камовым и Николаем Кирилловичем Скржинским была создана и испытана первая в стране машина с вращающимися крыльями, получившая русское название — вертолет.
ОСОАВИАХИМ находился в числе пионеров и в деле создания первых отечественных дирижаблей и стратостатов, техники для изучения верхних слоев атмосферы. Полеты аэронавтов Павла Федоровича Федосеенко, Николая Дмитриевича Анощенко и Михаила Николаевича Канищева вывели Советский Союз в число стран, лидировавших в воздухоплавании.
Участниками знаменитых дальних перелетов 30-х годов были воспитанники оборонного общества Валентина Гризодубова со своими подругами, совершившими выдающийся беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток.
Всего с 1930 по 1941 годы ОСОАВИАХИМ дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов. Задача создания Воздушного Флота молодой Республики Советов была решена.
В годы военных испытаний неувядаемой славой покрыли себя воспитанники оборонного общества трижды Герои Советского Союза, маршалы авиации Александр Иванович Покрышкин и Иван Никитович Кожедуб. Каждый третий военный летчик, носивший на груди Золотую Звезду Героя, являлся воспитанником ОСОАВИАХИМа. В числе летчиков-кавалеров двух Золотых Звезд — почти половина воспитанники аэроклубов оборонного общества. На фронтах Великой Отечественной врага громили именные осоавиахимовские авиационные эскадрильи, переданные боевым полкам оборонными организациями Москвы, Саратова, Свердловска и других городов. О весомости вклада оборонного Общества в Победу говорит тот факт, что только за годы войны в нём прошли обучение более 9 млн. человек, в том числе 93 тысячи авиационных специалистов,
С аэродромов ДОСААФ начали свой путь в просторы Вселенной первый космонавт Земли Юрий Гагарин и первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова, летчики-космонавты СССР Павел Попович и Валерий Быковский, Георгий Береговой и Владислав Волков, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.
В рядах общества выросли выдающиеся спортсмены, принесшие нашей Родине большое количество наград самых престижных авиационных соревнований. Среди них абсолютные чемпионы мира по самолетному спорту Владимир Мартемьянов, Галина Корчуганова, Игорь Егоров, летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая, Виктор Лецкои, Виктор Смолин.
Сильнейшими в мире не раз становились парашютисты Владислав Крестьянинов, Лидия Еремина, Леонид Ячменев, Николай Ушмаев и многие другие.